
В первые дни войны ушли на фронт многие партийные и советские работники: заведующий отделом пропаганды и агитации райкома ВКП(б) И.Ф. Сеченко, редактор газеты «Колхозник» Г.П. Шишкин, помощник секретаря райкома ВКП(б) Л.В. Игнатов, заведующий торговым отделом райисполкома Ф.Ф. Щепеткин, сотрудник райземотдела Е.К. Савин; хозяйственные руководители: директор Черномысовского маслозавода А.Д. Фомин, директор райпищекомбината В.К. Швецов и многие другие.
Редактор сургутской газеты «Колхозник» «Григорий Прокопьевич Шишкин ушел добровольцем на фронт в августе 1941 года. Умер от ран 8 марта 1942 года. Похоронен на станции Кутьево Нелидовского района Калининской области. Фото из архива Л. Захаровой.
Матери, отцы, жены, провожаю своих сыновей и мужей в армию, давали им наказ смело сражаться с врагом, отстаивать честь и независимость Родины. Жена артиллериста Надежда Михайловна Копылова, мать троих детей, провожая мужа, говорила: «Федя, метко бей врага, до полной победы, а я на трудовом фронте заменю тебя». Директор моторно-рыболовецкой станции (МРС) принял Копылову на работу, которую раньше выполнял ее муж.
Куйвашева Александра, провожая своего сына Якова, заявляла: «Пусть помнят фашисты, что советские граждане… наши дети дадут им сокрушительный отпор. Они сумеют бороться с врагом до полного разгрома».
Мария Антоновна Комлева написала своему мужу в армию: «Дорогой Леня… теперь, когда вероломный враг напал на нас, тебе оказано самое большое доверие – защита социалистической Родины. Отправляясь на фронт, будь уверен, что я, оставаясь здесь, в далеком тылу, буду неустанно работать на трудовом фронте. Совместно будем бить врага. Будь спокоен за свою семью. Борись за родную землю, возвращайся домой с победой».
Из докладной 15 июля 1941 года секретаря РК ВКП(б) Н. Николаева: «Политико-моральное состояние 80 человек среднего комсостава, младших командиров и рядовых хорошее, приподнятое. Все мобилизованные шли в ряды действующей Красной Армии с большой радостью. Лейтенант запаса, танкист Б. Маслаков на собрании мобилизованных говорил: «Советская власть выучила меня, воспитала коммунистическая партия, любимая Красная Армия сделала меня бесстрашным. Я заверяю партию и правительство, что в рядах действующей армии буду драться до последней капли крови, не зная страха и усталости в борьбе с фашистскими завоевателями».
Начало учебного года перенесено на 1 октября
Из воспоминаний Надежды Александровны Афониной:
«В июне 1941 года я окончила девятый класс Сургутской средней школы. В девятом классе была избрана секретарем комсомольской организации школы и учкома, а 22 июня началась война.
После проведенного сельского митинга и отправки первых добровольцев-комсомольцев на фронт, нас, учащихся уже десятого класса, по решению райкома комсомола направили в деревню Невойлокино на заготовку тала для содержания скота колхоза «Красный северянин». Нас было 26 человек. В то лето вода была очень большая, все луга, пашни, выпасы скота были затоплены. Коровы, лошади, овцы стояли в воде, кормили их листьями тальника прямо из лодок. В августе, после спада воды, нас, учащихся – направили в колхоз на Высокий Мыс для заготовки кормов на зимний период.
По возвращении в Сургут нам объявили, что начало учебного года перенесено на 1 октября. И нас опять направили в колхоз «Красный северянин» на заготовку кормов. Осень стояла холодная, мы все были одеты по-летнему, многие простудились, а две ученицы – Катя Кузнецова и Клава Колычева – заболели и умерли от туберкулеза.
Вернувшись из колхоза 10 октября, я по семейным обстоятельствам пошла работать в Сургутскую среднюю школу заведующей библиотекой. Параллельно выполняла общественную работу. Была пионервожатой в школе, организатором на селе проводила большую агитационную работу по сбору средств на строительство самолетов, танков, по подписке на государственный заем, сбору вещей для воинов Красной Армии и оказанию помощи их семьям».
Стоит отметить, что по вечерам и воскресным дням вся сургутская молодежь проходила обязательную военную подготовку при районном Доме культуры. Участвуя в укреплении фонда обороны, они работали на рыбном промысле, заготовке дров, разных сельскохозяйственных работах.
А то, что начальник Сургутского паспортного стола Надежда Александровна Афонина ветеран войны, участник трудового фронта сегодня для меня стало открытием. Ведь при жизни молодые ещё сургутские ветераны войны, ветераны трудового фронта, были более чем скромные. Сколько их участников войны прошло через Сургут!!! Вспомним их хотя бы частично пофамильно. Показаньев, Васильков, Хуланхов, Таратынов, Носков, Савин, Мясников, Федулов, Жаворонков, Крылов и ещё сотни сургутян, награждённые орденами и медалями за их боевые подвиги на полях сражений. Бывший начальник Сургутского погрузочно-транспортного предприятия ПО «Сургутнефтегаз» Крылов, боевой лётчик, был награждён четырьмя орденами Боевого Красного Знамени. Среди фронтовиков орден Боевого Красного Знамени и орден Красной Звезды особенно ценились. А вот Орден Ленина ценился меньше, по той причине, что им мог быть награждён и боевой лётчик или танкист и доярка. Из медалей ценили медаль «За отвагу». Все это из рассказов фронтовиков, которые в 60-е годы в Сургуте составляли городскую, как бы сказали, сейчас элиту города, округа и всей Тюменской области.
В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне:
«Вспомним их поименно. - Горем вспомним своим. - Это нужно не мертвым. - Это нужно живым!»