
Нам с каждого утюга говорят: бюджет города большой как никогда! И называют цифры с большим количеством нулей. Впечатляет. Причем чем дольше говорят – тем больше верят горожане. Проблема в том, что с таким бюджетом в городе делается не очень много, люди справедливо начинают возмущаться. Куда, мол, деваете денежки?
Ларчик открывается просто: приходишь на общественные слушания по бюджету, и тут выясняется, что 90 процентов бюджета – защищенные статьи. Самые большие траты на образование и далее по убыванию. Диву даешься. Вроде столько денег уходит – а школ так и не хватает.
В конце начинается самое интересное – как распределяют «реальный бюджет», те самые оставшиеся 10 процентов. Их можно направить на разные полезности. Даже на «пряники» дать. Купить лояльность СМИ. Тем же НКО дать немного, чтобы громко не возмущались. На все не хватает. Но хоть понемножку, да всем.
Вот есть собаки бездомные. Их на городской бюджет свалили. Одно понять не могу: если у собаки никогда не было дома, а она родилась на «воле», тогда почему она «бездомная»? Ученые провели исследование, которое показало, что собаки, живя в городской или пригородной среде, дичают. Значит это уже не «бездомные», а дикие животные. Скажете, что «бездомные» собаки живут в городе, а не дикой природе. Хорошо, тогда, к примеру, возьмем крысу. Есть домашние крысы, которых содержат люди. Для опытов или так, для души. И дикие крысы. Они живут в городе, рядом с людьми. Причем домашняя крыса, убегая из клетки и попадая в городскую среду обитания, сразу переходит в разряд диких. Почему с собаками как-то иначе? Не пойму. Да бог с ними. Собаки из бюджета тоже свой кусок отъедают. Много, не много, а 2 процента по прошлому году. Или 1/3 от суммы, выделенной на ремонт городских школ.
То же самое и с теми «дополнительными» пол миллиардами, о которых говорят все СМИ.
Они пойдут туда, куда не надо. Это «целевые» деньги. На тот же мост, до которого горожанам нет дела – пробки с одной стороны города в другую переместятся. Или «кампус». Один уже построили, правда, не в прямом смысле, тоже подходящий под определение – Станция юных натуралистов. Теперь деньги на ее разбор искать надо. Или охранять пожизненно. Памятник амбициям. То же самое будет и НТЦ. Голову когда включаешь, понимаешь, что учится там будет не более 10 процентов от всех выпускников города, а от округа и того меньше. А остальные где?
Говорить надо правду. Если не стыдно, тогда можно оставить как есть. И слушать упреки горожан, причем справедливые. Куда деваете наши деньги?
Идём с вами дальше, к нашим баранам. В Катаре построили с нуля 6 новых стадионов на 40 тыс кресел каждый, один на 60 тыс кресел и один существующий стадион реконструировали до 80 тыс кресел. Однако, богатые шейхи и эмиры не были бы богатыми, если бы не считали деньги и не заботились при этом от развитии социальную инфраструктуру страны. Хотя они тоже как бы объявлены спонсорами терроризма. Казалось бы, зачем Катару стать спонсором мирового футбола? Зачем им футбольные стадионы общей вместимостью в 500 тысяч зрительских кресел? Построить, затем снести их и забыть? Это по-нашему. Но нет. Они привлекли мировых архитекторов, которые построили модульные стадионы, которые можно в дальнейшем частично демонтировать, а частично приспособить под социальную инфраструктуру, фасады которых будут иметь оригинальные контуры футбольных арен. В них можно размещать все. Верхние ярусы естественно будут демонтированы и 170 тысяч зрительских кресел будут отправлено для развития футбола в мусульманские страны Африки. Останутся 7 стадиончиков на 20 тыс. мест каждый с всей социальной инфраструктурой. Более того, один футбольный стадион на 40 тыс зрительских кресел они построили специально в студенческом кампусе ( надо полагать тоже мирового уровня), который содержит 9 Университетов, в числе которых 6 американских. После окончания ЧМ этот стадион уменьшат до 20 тыс зрительских кресел и отдадут студенческому кампусу. И все. Гостиницы для приема туристов в Катаре не строят. Туристов разместят в шатрах со всеми наворотами и потом их демонтируют. И последнее. Один стадион на 40 тысяч зрительских кресел спроектировали и построили из 974 морских контейнеров. То есть смонтировали металлический каркас стадиона, а роль стен стали выполнять морские контейнеры, в которых располагалась инфраструктура стадиона. После ЧМ этот стадион демонтируют полностью, а контейнеры направят в бедные страны Африки. О транспортной инфраструктуре для ЧМ в Катаре. В Катаре серьезно борются с углеродным следом (Грета Тутберг отдыхает). Поэтому стадионы строились на берегах залива, чтобы использовать водный транспорт. Кроме того, построили сеть скоростных трамваев на дальных маршрутах, а на шаговой доступности маршрутах сеть велодорожек. И все.
Оказывается и пустыне при наличии нефтяных денег можно создать комфортную среду и привлекать туристов. Что можно перенять из опыта Катара по использованию нефтяных денег в Югре? Можно конечно совершить маленькую революцию в создании комфортной среды для проживания в городах и посёлках Югры. Если перенять некоторый опыт Катара. Вот к примеру, строим мы НТЦ, за 1,5-2,0 млр долларов. А что он даст в развитии социальной инфраструктуры города? Как он улучшит комфортность городской среды? Капмус рассчитан на 1 Университет, где будет обучаться максимум 10% выпускников школ города. В Катаре же на одной площадке собрали 9 Университетов. Может быть и нам давно пора объединить все Сургутские Университеты в новом кампусе? Может быть в этом кампусе построить футбольный стадион (городской) на те же 20 тысяч зрительских кресел. А может замахнуться на стадион мирового уровня? На 40 тысяч зрительских кресел? Во сколько же это обойдётся бюджету Югры ? Вот Леонид Федун, топ-менеджер ЛУКойл и бывший собственник ФК «Спартак» (Москва) построил футбольную арену «Открытие-Арена» на 40 тысяч зрительских кресел за 14,5 млр рублей. Это всего лишь 15% затрат на строительство НТЦ в Сургуте. Вроде мелочь, но эффект от наличия футбольной арены на 40 тыс. зрителей в Сургуте будет просто потрясающий. При этой спортивной арене будет функционировать целая индустрия спорта. Это будет коммерческий проект. Это будет имидж города. Это будет арена для проведения городских праздников, черт побери! Здесь зрители будут сидеть на комфортных креслах, а неводить как неприкаянные по улицам города. Зимой здесь можно организовать большой каток со всей необходимой инфраструктурой (центральная площадь города с ее «избушками на курьих ножках» отдыхает). Кроме того такие масштабные спортивные арены в большинстве случае строятся у воды. И пойма наша это идеальное место для такого общегородского проекта. И всего то нужно 14 млр рублей. Между тем мы вкладывали огромные бюджетные средства разные проекты стоимости двух таких стадионов. В проекты, далекие от социальной инфраструктуры города и округа. В тот же второй автомобильный мост через Обь. Комфортность городской среды от ввода такого объекта не улучшится.
Отсюда и вопрос, постоянно возникающий у обывателей. Бюджет города Сургута и Югры большой, но куда он весь расходуется?
Складывается впечатление, что многомиллиардные бюджеты города и округа улетучиваются в виде углеродного следа: в прямом и в переносном смысле.